Икона Благовещения Пресвятой Богородицы (Устюжская) 24х18
- Изображаемые: Пресвятая Богородица, Архангел Гавриил
- Тип: Печатные
- Способ печати: На холсте
- Материал основы: Дерево
- Покрытие: Золочение
- Фиксация: Кольцо
- Размер: 24 х 17,6 х 2,8 см
- Вес: 631 г.
Образ «Благовещение Устюжское» является копией иконы XII в., хранящейся в Государственной Третьяковской галерее. История образа восходит ко второй Новгородской летописи XVI в., повествующей о перенесении святыни в Москву из Георгиевского собора новгородского Юрьева монастыря. В XVIII в. появилось устное предание о происхождении новгородской иконы из города Устюга, связанное с житием блаженного Прокопия. Однако подтверждения этой версии нет ни в одном из более ранних источников. На иконе Архангел Гавриил указывает в сторону Пречистой Девы, благовествуя рождение от Неё Спасителя Мира. Правой рукой Богородица укрывает Младенца Христа, изображённого в области сердца. В левой руке Она держит красную пряжу, которую по Преданию пряла для завесы Иерусалимского храма. Образ прядения на иконах данного типа иллюстрирует мысль об исткании плоти Христовой от чистых и девственных кровей Богородицы. Сверху в области небесной полусферы представлена фигура Господа, сидящего на троне в окружении Ангельских Сил, что свидетельствует о непостижимом сочетании божественного и человеческого естества в воплощении Сына Божьего.
Способ изготовления
Икона изготовлена по специальной методике, сочетающей в себе традиции древних иконописных школ и современные технологии. Последовательность создания образа во многом идентична работе над рукописной иконой и состоит из нескольких этапов. В качестве основы берется доска из натурального дерева (липы), и во избежание деформации укрепляется дубовыми сквозными шпонками. Далее доска покрывается льняным холстом, на который кладется грунтовой слой. Для получения наиболее точной копии старинной иконы, изображение наносится на левкас печатным способом. Область нимбов вручную покрывается сусальным золотом, а в целях достижения сходства с подлинником применяются эффекты старения – трещинки и патина. В завершении работы лицевая поверхность иконы обрабатывается лаком, что создает защитный слой для всего изображения.