Икона Рождества Христова (24х19)
- Изображаемые: Господь Иисус Христос, Пресвятая Богородица
- Тип: Печатные
- Способ печати: На холсте
- Материал основы: Дерево
- Покрытие: Золочение
- Фиксация: Кольцо
- Размер: 24 х 18,5 х 2,2 см
- Вес: 517 г.
Образ Рождества Христова является средником иконы «Всякое дыхание да хвалит Господа» из храма святителя Николая в Кленниках. Центральную часть композиции занимает фигура Богородицы с благословляющим Младенцем на руках. Темная пещера вертепа символизирует мир, лежащий во тьме. У яслей предстоят животные – вол и осёл, как исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего, а Израиль не знает Меня» (Ис. 1: 3). Существует толкование, что вол символизирует евреев, всю жизнь проводящих в ярме закона, а осел – язычников. Спаситель же объединяет и тех и других, принимая обоих. Чуть ниже вертепа изображен праведный Иосиф Обручник – хранитель девства Пресвятой Богородицы. Справа традиционно представлены пастухи, идущие поклониться родившемуся Христу, слева – волхвы, подносящие Ему дары. По сторонам от Вифлеемской звезды Ангелы воспевают хвалебную песнь, о чем свидетельствует надпись в небесной полусфере: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Характерной особенностью образа является присутствие различных животных, наполняющих сотворённый мир. Здесь и салютующий хоботом слон, и танцующий журавль, гарцующие кони, обезьяна, подбрасывающая кокос, кит, пускающий фонтан воды и прыгающие дельфины. Все радуются Рождеству Спасителя: Ангелы, люди и звери, и по слову псалмопевца: «Всякое дыхание, да хвалит Господа» (Пс. 150: 6).
Способ изготовления
Икона изготовлена по специальной методике, сочетающей в себе традиции древних иконописных школ и современные технологии. Последовательность создания образа во многом идентична работе над рукописной иконой и состоит из нескольких этапов. В качестве основы берется выпуклая доска из натурального дерева (липы), и во избежание деформации укрепляется дубовыми сквозными шпонками. Далее доска покрывается льняным холстом, на который кладется грунтовой слой. Для получения наиболее точной копии оригинала, изображение наносится на левкас печатным способом. Область нимбов вручную покрывается сусальным золотом, а в целях достижения сходства с подлинником применяются эффекты старения – трещинки и патина. В завершении работы лицевая поверхность иконы обрабатывается лаком, что создает защитный слой для всего изображения.