Святитель Иннокентий, Московский и Коломенский (Вениаминов)
(1797 - 1879 гг.)
Нового Света, свт. Иннокентий (Вениаминов) родился в 1797 г. в маленькой сибирской деревне Иркутской губернии. В крещении он был наречен Иоанном. После смерти отца мальчик был усыновлен дядей. Во время обучения Иоанн выказал не только живой ум, но и большие способности к технике, в особенности к часовому делу и столярному ремеслу. С самого детства и вплоть до последних дней он никогда не оставался бездеятельным.
Вскоре после женитьбы он был рукоположен в священника и начал многообещающее служение на приходе в гор. Иркутске. В 1823 г. от Святейшего Синода пришло распоряжение послать его миссионером на Аляску.
О. Иоанн, который никогда не помышлял отправиться в отдаленные страны миссионером, сперва отказался. Но один русский поселенец, который провел всю жизнь в этих землях вечной осени, рассказал ему о набожности алеутов и об их желании услышать Слово Божие. Тогда его сердце зажглось апостольской ревностью, и он решил поехать в Америку вместе с семьей.
После путешествия через всю Сибирь, длившегося четырнадцать месяцев, они достигли о. Уналашка. Здесь находилась всего одна часовня, полуразвалившаяся и неиспользуемая. Значительное предыдущего поколения. Но из-за отсутствия пастырей они в большинстве своем жили, не зная прописных евангельских истин, в состоянии морального упадка. О. Иоанн прежде всего начал строить своими руками церковь с помощью местных жителей, которых обучал строительным приемам, одновременно просвещая светом Евангелия.
Новый миссионер, терпеливый и выказывающий при общении с алеутами отцовскую любовь, с удивительной быстротой выучил их язык и начал незамедлительно переводить литургические тексты и отрывки из Евангелия, читаемые в Церкви. Он преодолевал большие расстояния, переезжая с острова на остров на утлых лодочках, проповедуя, совершая крещения и делая точные записи своих обильных наблюдений над флорой, фауной и нравами обитателей этих земель, в то время в значительной степени еще не исследованных.
За четыре года пребывания на Аляске он нашел также время составить первую грамматику алеутского языка. О. Иоанн смог перевести и опубликовать Евангелия, катехизис, многочисленные молитвы. Миссионер также написал книгу «Указание пути в Царство Небесное» – простой и глубокий труд, в котором он показал, что жизнь, открываемая в Таинстве крещения, есть единственная обязательно ведущая к вечной радости со Христом. Эта книга выдержала сорок семь изданий, получив широкое распространение, и была переведена на многие языки.
Однажды, прибыв в ходе миссионерских путешествий на один из островов впервые, о. Иоанн был удивлен, обнаружив, что все население ожидает его на берегу. Старик, почитаемый из-за исцелений, которые он совершал, предупредил их за год до этого о приезде миссионера. Тридцать лет минуло со дня его крещения. И с тех пор как он облекся в нового человека, его наставляли во всех истинах веры два Ангела, которых видел только он. Эти Небесные существа научили старика молиться в духе и чистоте сердечной и дали ему власть исцелять.
После десяти лет миссионерских трудов, когда не осталось более ни одного язычника на Уналашке, о. Иоанн поселился на о. Ситка, называвшемся тогда Новый Архангельск. Колониальное поселение было расположено на территории воинственного индейского племени тлинкитов (иначе колошей), которые, подстрекаемые своими шаманами к вражде, много раз убивали русских поселенцев. Их души оставались закрытыми для всех попыток просвещения. На Ситке миссионер тотчас же начал изучать язык и обычаи местных жителей и обнаружил, что в действительности они обладают богатой культурой.
Эпидемия оспы, по Промыслу Господа, открыла двери их сердец для восприятия Слова Божия. Заклинания шаманов оказались бессильны, и более половины индейского населения стало жертвой этого бедствия. Туземцы, видя, что болезнь не затронула русских, начали постепенно делать прививки. Немедленные успехи медицины заставили их проявлять больше послушания и уважения к русским, и они стали принимать о. Иоанна с глубоким почтением. Наблюдая богослужения, которые он совершал, они задавали ему вопросы о жизни после смерти и соперничали за честь принять его у себя дома. Туземцы оказывали ему столь большие знаки почтения, что однажды, когда миссионер навещал одну семью, индеец без колебаний бросил в огонь деревянный ящик, украшенный богатой резьбой, чтобы обогреть человека Божия.
На Ситке священник занялся сооружением церкви Святого Архангела Михаила – будущего кафедрального собора. Помимо литературных трудов, переводческой деятельности и приведения в порядок своих путевых записок, он находил еще время для работы резчиком, механиком и даже изготавливал музыкальные инструменты. Ручной труд был не только его личным увлечением, но, приближая миссионера к населению, оказывался мощным средством проповеди. Впрочем, одной из первых забот о. Иоанна было основание школ и снабжение учеников учебниками на двух языках – русском и тлинкитском, написанных им самим.
Миссионерская работа приобретала все больший размах, она требовала упрочения, а следовательно, приезда новых священников и осуществления дорогостоящих работ по строительству церквей и школ в различных местах архипелага. Именно по этой причине о. Иоанн решил предпринять в 1838 г. путешествие в Россию через южное полушарие.
Прибыв в родную страну, он, в ожидании заседания Святейшего Синода в Санкт-Петербурге, отправился в Москву, чтобы там встретиться с митрополитом Филаретом [19 н.] – самой значительной фигурой в Русской Церкви того времени. Владыка сразу засвидетельствовал миссионеру горячее расположение и сказал, что о. Иоанн обладает личностными качествами апостола. Отчеты о путешествиях проповедника и описания нравов обитателей Аляски привлекли внимание самых различных кругов. Святейший Синод, под сильным впечатлением от трудов святого, решил возвести о. Иоанна в сан протопресвитера и поддержать миссию.
В этот момент миссионер получил известие о смерти супруги и под влиянием митрополита Филарета вскоре облекся в монашескую схиму. Воспитание его шестерых детей взяла на себя Церковь. В 1840 г., после беседы с царем Николаем I, он был рукоположен в епископа Камчатского и Алеутского с именем Иннокентий, в знак продолжения миссионерских трудов св. Иннокентия Иркутского [26 н.].
Вернувшись на Ситку после трехлетнего отсутствия, епископ привез с собой сотрудников, значительные пожертвования и незамедлительно принялся за строительство церквей и школ. Он основал на Ситке семинарию и отправился в большое путешествие по своей огромной епархии, начав с о. Кадьяк, некогда освященного св. Германом [27 ил.].
За три года он проехал более пяти тысяч километров по замерзшим пространствам Камчатки, очень часто неисследованным, с единственным спутником, на собачьей упряжке или даже пешком, страдая от всевозможных лишений и особенно от жестокого мороза. Продвижение отряда часто прерывалось ужасными снежными бурями, которые заставляли миссионеров и их проводников выкапывать себе убежище в снегу и ожидать, иногда неделю, когда стихнет снежная буря. Епископ переносил все трудности с тем же терпением, с каким апостолы переносили скорби. Присоединяясь к туземцам в их стойбищах, где они жили в хижинах из березовой коры, св. Иннокентий стремился послужить каждому. Повсюду, где проходил, он строил церкви и школы.
В 1852 г. Якутская земля вошла в состав его епархии и он был возведен в сан архиепископа. В его юрисдикции находилось более двухсот тысяч душ. Святитель начал изучать якутское наречие и продолжил путешествия в самое сердце Сибири. Когда он первый раз прочитал на литургии отрывок из Евангелия на якутском языке, жители были так счастливы, что попросили позволения добавить эту дату в календарь церковных праздников. Апостольская ревность, вспыхнувшая некогда в сердце св. Иннокентия, толкала его на посещение самых отдаленных мест, так что он смог осуществить пророческое слово: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Пс 18,5).
В 1857 г. он присутствовал на общем собрании епископов в Санкт-Петербурге, в ходе которого два епископа были назначены помогать ему в трудах: один – в Якутск, другой – на Ситку. На обратном пути он решил распространить миссионерское служение на земли по течению р. Амур. Основание приходов в самых отдаленных районах Манчжурии открыло, таким образом, с севера Китай для проповеди Евангелия. Архиепископ останавливался в каждой деревне, чтобы провести богослужение, и сострадал с нежностью всем несчастиям и нуждам народа, как материальным, так и духовным.
В 1862 г. он перенес свою кафедру в Благовещенск, дабы там отныне и навсегда иметь постоянное местопребывание. Долгие путешествия по снегам вызвали у него заболевание глаз. Усталый, старец намеревался попросить у Святейшего Синода разрешения удалиться в монастырь, дабы там мирно закончить свои дни. Но вопреки ожиданиям он был назначен преемником скончавшегося митрополита Филарета и занял престол Русской Церкви (1868).
В течение десяти лет, которые венчают его служение, свт. Иннокентий влил новые силы в Русскую Церковь, преобразовывая школы и благотворительные учреждения, облегчая бюрократические формальности и особенно создав Православное миссионерское общество, поскольку миссионерская деятельность широко развивалась в конце XIX в. Предстоятель в итоге был поражен полной слепотой, но, не получив от царя разрешение об отставке, по-прежнему принимал деятельное участие в управлении Церковью и совершал богослужения по памяти.
Он предал свою апостольскую душу Господу в Великую Субботу 1879 г., за несколько минут до начала пасхальной службы. В течение пятидесяти восьми лет св. Иннокентий был беспрерывно служителем Иисуса Христа у язычников и совершал священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу (Рим 15,16).
Память святителя Иннокентия, Митрополита Московского Апостол из «Синаксаря», составленного афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра
Вскоре после женитьбы он был рукоположен в священника и начал многообещающее служение на приходе в гор. Иркутске. В 1823 г. от Святейшего Синода пришло распоряжение послать его миссионером на Аляску.
О. Иоанн, который никогда не помышлял отправиться в отдаленные страны миссионером, сперва отказался. Но один русский поселенец, который провел всю жизнь в этих землях вечной осени, рассказал ему о набожности алеутов и об их желании услышать Слово Божие. Тогда его сердце зажглось апостольской ревностью, и он решил поехать в Америку вместе с семьей.
После путешествия через всю Сибирь, длившегося четырнадцать месяцев, они достигли о. Уналашка. Здесь находилась всего одна часовня, полуразвалившаяся и неиспользуемая. Значительное предыдущего поколения. Но из-за отсутствия пастырей они в большинстве своем жили, не зная прописных евангельских истин, в состоянии морального упадка. О. Иоанн прежде всего начал строить своими руками церковь с помощью местных жителей, которых обучал строительным приемам, одновременно просвещая светом Евангелия.
Новый миссионер, терпеливый и выказывающий при общении с алеутами отцовскую любовь, с удивительной быстротой выучил их язык и начал незамедлительно переводить литургические тексты и отрывки из Евангелия, читаемые в Церкви. Он преодолевал большие расстояния, переезжая с острова на остров на утлых лодочках, проповедуя, совершая крещения и делая точные записи своих обильных наблюдений над флорой, фауной и нравами обитателей этих земель, в то время в значительной степени еще не исследованных.
За четыре года пребывания на Аляске он нашел также время составить первую грамматику алеутского языка. О. Иоанн смог перевести и опубликовать Евангелия, катехизис, многочисленные молитвы. Миссионер также написал книгу «Указание пути в Царство Небесное» – простой и глубокий труд, в котором он показал, что жизнь, открываемая в Таинстве крещения, есть единственная обязательно ведущая к вечной радости со Христом. Эта книга выдержала сорок семь изданий, получив широкое распространение, и была переведена на многие языки.
Однажды, прибыв в ходе миссионерских путешествий на один из островов впервые, о. Иоанн был удивлен, обнаружив, что все население ожидает его на берегу. Старик, почитаемый из-за исцелений, которые он совершал, предупредил их за год до этого о приезде миссионера. Тридцать лет минуло со дня его крещения. И с тех пор как он облекся в нового человека, его наставляли во всех истинах веры два Ангела, которых видел только он. Эти Небесные существа научили старика молиться в духе и чистоте сердечной и дали ему власть исцелять.
После десяти лет миссионерских трудов, когда не осталось более ни одного язычника на Уналашке, о. Иоанн поселился на о. Ситка, называвшемся тогда Новый Архангельск. Колониальное поселение было расположено на территории воинственного индейского племени тлинкитов (иначе колошей), которые, подстрекаемые своими шаманами к вражде, много раз убивали русских поселенцев. Их души оставались закрытыми для всех попыток просвещения. На Ситке миссионер тотчас же начал изучать язык и обычаи местных жителей и обнаружил, что в действительности они обладают богатой культурой.
Эпидемия оспы, по Промыслу Господа, открыла двери их сердец для восприятия Слова Божия. Заклинания шаманов оказались бессильны, и более половины индейского населения стало жертвой этого бедствия. Туземцы, видя, что болезнь не затронула русских, начали постепенно делать прививки. Немедленные успехи медицины заставили их проявлять больше послушания и уважения к русским, и они стали принимать о. Иоанна с глубоким почтением. Наблюдая богослужения, которые он совершал, они задавали ему вопросы о жизни после смерти и соперничали за честь принять его у себя дома. Туземцы оказывали ему столь большие знаки почтения, что однажды, когда миссионер навещал одну семью, индеец без колебаний бросил в огонь деревянный ящик, украшенный богатой резьбой, чтобы обогреть человека Божия.
На Ситке священник занялся сооружением церкви Святого Архангела Михаила – будущего кафедрального собора. Помимо литературных трудов, переводческой деятельности и приведения в порядок своих путевых записок, он находил еще время для работы резчиком, механиком и даже изготавливал музыкальные инструменты. Ручной труд был не только его личным увлечением, но, приближая миссионера к населению, оказывался мощным средством проповеди. Впрочем, одной из первых забот о. Иоанна было основание школ и снабжение учеников учебниками на двух языках – русском и тлинкитском, написанных им самим.
Миссионерская работа приобретала все больший размах, она требовала упрочения, а следовательно, приезда новых священников и осуществления дорогостоящих работ по строительству церквей и школ в различных местах архипелага. Именно по этой причине о. Иоанн решил предпринять в 1838 г. путешествие в Россию через южное полушарие.
Прибыв в родную страну, он, в ожидании заседания Святейшего Синода в Санкт-Петербурге, отправился в Москву, чтобы там встретиться с митрополитом Филаретом [19 н.] – самой значительной фигурой в Русской Церкви того времени. Владыка сразу засвидетельствовал миссионеру горячее расположение и сказал, что о. Иоанн обладает личностными качествами апостола. Отчеты о путешествиях проповедника и описания нравов обитателей Аляски привлекли внимание самых различных кругов. Святейший Синод, под сильным впечатлением от трудов святого, решил возвести о. Иоанна в сан протопресвитера и поддержать миссию.
В этот момент миссионер получил известие о смерти супруги и под влиянием митрополита Филарета вскоре облекся в монашескую схиму. Воспитание его шестерых детей взяла на себя Церковь. В 1840 г., после беседы с царем Николаем I, он был рукоположен в епископа Камчатского и Алеутского с именем Иннокентий, в знак продолжения миссионерских трудов св. Иннокентия Иркутского [26 н.].
Вернувшись на Ситку после трехлетнего отсутствия, епископ привез с собой сотрудников, значительные пожертвования и незамедлительно принялся за строительство церквей и школ. Он основал на Ситке семинарию и отправился в большое путешествие по своей огромной епархии, начав с о. Кадьяк, некогда освященного св. Германом [27 ил.].
За три года он проехал более пяти тысяч километров по замерзшим пространствам Камчатки, очень часто неисследованным, с единственным спутником, на собачьей упряжке или даже пешком, страдая от всевозможных лишений и особенно от жестокого мороза. Продвижение отряда часто прерывалось ужасными снежными бурями, которые заставляли миссионеров и их проводников выкапывать себе убежище в снегу и ожидать, иногда неделю, когда стихнет снежная буря. Епископ переносил все трудности с тем же терпением, с каким апостолы переносили скорби. Присоединяясь к туземцам в их стойбищах, где они жили в хижинах из березовой коры, св. Иннокентий стремился послужить каждому. Повсюду, где проходил, он строил церкви и школы.
В 1852 г. Якутская земля вошла в состав его епархии и он был возведен в сан архиепископа. В его юрисдикции находилось более двухсот тысяч душ. Святитель начал изучать якутское наречие и продолжил путешествия в самое сердце Сибири. Когда он первый раз прочитал на литургии отрывок из Евангелия на якутском языке, жители были так счастливы, что попросили позволения добавить эту дату в календарь церковных праздников. Апостольская ревность, вспыхнувшая некогда в сердце св. Иннокентия, толкала его на посещение самых отдаленных мест, так что он смог осуществить пророческое слово: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Пс 18,5).
В 1857 г. он присутствовал на общем собрании епископов в Санкт-Петербурге, в ходе которого два епископа были назначены помогать ему в трудах: один – в Якутск, другой – на Ситку. На обратном пути он решил распространить миссионерское служение на земли по течению р. Амур. Основание приходов в самых отдаленных районах Манчжурии открыло, таким образом, с севера Китай для проповеди Евангелия. Архиепископ останавливался в каждой деревне, чтобы провести богослужение, и сострадал с нежностью всем несчастиям и нуждам народа, как материальным, так и духовным.
В 1862 г. он перенес свою кафедру в Благовещенск, дабы там отныне и навсегда иметь постоянное местопребывание. Долгие путешествия по снегам вызвали у него заболевание глаз. Усталый, старец намеревался попросить у Святейшего Синода разрешения удалиться в монастырь, дабы там мирно закончить свои дни. Но вопреки ожиданиям он был назначен преемником скончавшегося митрополита Филарета и занял престол Русской Церкви (1868).
В течение десяти лет, которые венчают его служение, свт. Иннокентий влил новые силы в Русскую Церковь, преобразовывая школы и благотворительные учреждения, облегчая бюрократические формальности и особенно создав Православное миссионерское общество, поскольку миссионерская деятельность широко развивалась в конце XIX в. Предстоятель в итоге был поражен полной слепотой, но, не получив от царя разрешение об отставке, по-прежнему принимал деятельное участие в управлении Церковью и совершал богослужения по памяти.
Он предал свою апостольскую душу Господу в Великую Субботу 1879 г., за несколько минут до начала пасхальной службы. В течение пятидесяти восьми лет св. Иннокентий был беспрерывно служителем Иисуса Христа у язычников и совершал священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу (Рим 15,16).
Память святителя Иннокентия, Митрополита Московского Апостол из «Синаксаря», составленного афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра
Отсутствующие книги
В книгу включены тексты, рассказывающие о трудах и подвигах христианских просветителей, об отражении просветительской традиции в культуре народов разных стран.В художественном оформлении использованы произведения христианской ...
Код товара: 121475
Количество в пачке: 8
Отсутствует на складе
Сообщить о поступлении