Преподобный Нил Сорский
(1433 - 1508 гг.)
Св. Нил родился в 1433 г. в благородной московской семье. Вначале он служил секретарем в приказе Великого князя. Однако еще молодым отказался от блестящей карьеры и ушел в Белозерский монастырь св. Кирилла [9 ин.]. Однако после смерти основателя в этой обители уже не царил установленный им строгий образ жизни. Нил с досадой отметил, что монахи следовали больше собственной воле, чем преданию святых отцов. Ради своего духовного блага он покинул Белозерский монастырь и ушел искать истинные источники монашеской жизни. С ним ушел его духовный друг и ученик св. Иннокентий, будущий основатель Комельского монастыря [19 мар.].
Они посетили Константинопольские обители и несколько лет жили на Святой Афонской Горе, на опыте изучая предания святых отцов и аскетический образ жизни, который процветал тогда на Афоне. Св. Нил выучил греческий язык, что позволило ему размышлять над творениями отцов о хранении ума и сердечной молитве.
Около 1480 г. оба подвижника вернулись в Белозерский монастырь, намереваясь вести скитский образ жизни. В то время этот монашеский уклад еще не был известен на Руси, можно было найти только большие богатые общежительные монастыри или пустыни. Скит же является срединным путем, когда монахи живут в одиночестве в отдельных кельях и собираются только на богослужения. Прославленные монастырские центры в Египте были устроены таким образом. Святые отцы восхваляют этот образ жизни как самый полезный. Сначала Нил построил себе келью недалеко от монастыря, затем устроился в пятнадцати километрах от него, в диком, пустынном и мрачном месте, где р. Сора медленно течет, превращая землю в болото, ничем не привлекающее возможных пришельцев. Здесь св. Нил посвятил себя безмолвию, непрестанной молитве и изучению священных книг: Библии, творений святых отцов и житий святых. По его же словам, он отдал Богу всю свою неспособность и неведение и ничего не делал, если не находил об этом свидетельства во вдохновенных творениях, которыми жил и дышал. Он писал одному монаху: «И особо ли ты живешь или в монастыре с братьями пребываешь, внимай святым Писаниям и по стопам святых отцов шествуй. Потому что божественные Писания нам так повелевают: или повиноваться такому человеку, который будет засвидетельствован в делании словом и разумом духовно...
Если же не найдется таковой, тогда – повиноваться Богу по божественным Писаниям...»
Сначала св. Нил построил деревянную келью и часовню в честь Сретения Господня. Но он отказывался принимать братий, желающих делить с ним жизнь, под тем предлогом, что он греховный и неумный человек, больной телом и душой. Однако некоторые настаивали и постоянно стучались в его дверь, не давая ему покоя. Тогда Нил покорился воле Божией и принял их, но не как учеников, а как друзей по подвигу и сотрудников в деле Божием.
Он имел привычку звать их «господа мои и братья». Разрешив им построить себе кельи недалеко от него, вокруг храма, св. Нил предоставил братиям вести духовную борьбу, руководствуясь голосом собственной совести. Они собирались вместе два раза в неделю по субботам и вечером в среду и всю ночь в церкви совершали бдение, заканчивая его утром служением литургии и общей трапезой. На бдении главным образом читали Псалтирь, прерывая ее чтениями из аскетических творений или краткими духовными беседами между монахами. Пение занимало очень скромное место, так как отцы-пустынники считают, что оно мешает сосредоточиваться и подобает только в мирских церквях. В остальные дни каждый жил отдельно, проводя большую часть времени в молитве или изучении Писания.
Св. Нил создал для скита Устав, в котором предписывал монахам добывать пропитание трудом собственных рук, но избегать тяжелых сельскохозяйственных работ, а милостыню принимать только в случае болезни или крайней нужды, чтобы сохранить свободу и спокойствие. В скит не впускали женщин и детей, и монахам запрещалось его покидать. Насельники должны были жить крайне просто, довольствуясь только самым необходимым, как это предписывает св. Василий Великий. Церковь скита тоже должна быть бедной, не иметь никаких богатых украшений или предметов из драгоценных металлов. Единственная забота каждого монаха – день и ночь постом и бдением бороться со страстными помыслами, главным образом через непрестанную внутреннюю молитву.
Несмотря на строгое уединение, слава св. Нила дошла до столичных центров России – Москвы и Новгорода. В 1490 г. его вызвали на Московский Собор, созванный, чтобы вынести постановление о жидовствующих еретиках. Благодаря влиянию человека Божия Собор произнес анафему еретикам и приговорил их к ссылке, но не применил к ним смертную казнь по той причине, что Бог достаточно могуществен, чтобы Самому решить, как их наказать.
В 1503 г. св. Нил снова принял участие в Соборе, на котором предложил отнять у больших общежительных монастырей владения – деревни и большие поместья, которые превращали их в крупных феодальных властелинов. Монахам приходилось заниматься многими мирскими делами, не имеющими никакого отношения к их призванию. Такие излишки во владениях монастырей привели тогда к упадку духовной жизни и развили в русских монастырях вредоносное особножительство. Многие монахи Белозерского монастыря и Заволжских областей разделяли мнение св. Нила. Но св. Иосиф Волоцкий [9 сен.], поддержанный иерархией, резко восстал против него, доказывая, что благодаря своим владениям монастыри имеют возможность творить милостыню и способствуют созданию общества, основанного на евангельских началах. Так начался долгий спор между «нестяжателями» и «иосифлянами», который жестоко разделил Русскую Церковь и был источником большого зла в последующие века.
Как только св. Нил почувствовал, что ему противостоят, он отказался продолжать духовный спор со словами: «Не подобает монаху встревать в спор с тем, кто на него нападает, скорее, он должен отойти». Поэтому он ушел в Сорский скит вести аскетическую жизнь и провел последние годы, переписывая рукописи святых отцов.
Св. Нил медленно слабел от старости. Он написал «Завещание», в котором просил друзей-подвижников оставить его тело без погребения и не оказывать ему никакой чести. « Завещаю о себе постоянным моим господам и братьям, людям моего нрава: молю вас, бросьте тело мое на пустом месте, да съедят его звери и птицы, поскольку согрешило оно против Бога много и недостойно погребения. Если же так не сделаете, то вы, выкопав яму на месте, где мы живем, со всяким бесчестием погребите меня. ...Я стараюсь, сколько есть силы моей, не быть сподобленным чести и славы века сего никакой, как в жизни этой, так и по смерти...»
Св. Нил послал ученика, св. Иннокентия, основать общежительный монастырь. Он предписал, чтобы Сорский скит оставался нестяжательным, чтобы монахи и впредь жи¬ли в отдельных кельях. Седьмого мая 1508 г. он мирно отошел ко Господу.
В 1569 г. царь Иоанн IV Грозный посетил скит и решил построить в нем каменную церковь. Но св. Нил предстал перед ним в видении и запретил что-либо изменять в храме и кельях монахов.
Победа сторонников монастырских владений подготовила секуляризацию Русской Церкви XVII–XVIII вв. Но, несмотря на преследования, подвижнический дух св. Нила сохранился, как огонь, тлеющий под пеплом. Его творения имели значительное влияние на духовное возрождение
Русской Церкви, которое происходило благодаря св. Паисию Величковскому [15 н.] в конце XVIII в. и Оптинским старцам в XIX в. [11 окт.].
Память преподобного Нила Сорского из «Синаксаря», составленного афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра
Они посетили Константинопольские обители и несколько лет жили на Святой Афонской Горе, на опыте изучая предания святых отцов и аскетический образ жизни, который процветал тогда на Афоне. Св. Нил выучил греческий язык, что позволило ему размышлять над творениями отцов о хранении ума и сердечной молитве.
Около 1480 г. оба подвижника вернулись в Белозерский монастырь, намереваясь вести скитский образ жизни. В то время этот монашеский уклад еще не был известен на Руси, можно было найти только большие богатые общежительные монастыри или пустыни. Скит же является срединным путем, когда монахи живут в одиночестве в отдельных кельях и собираются только на богослужения. Прославленные монастырские центры в Египте были устроены таким образом. Святые отцы восхваляют этот образ жизни как самый полезный. Сначала Нил построил себе келью недалеко от монастыря, затем устроился в пятнадцати километрах от него, в диком, пустынном и мрачном месте, где р. Сора медленно течет, превращая землю в болото, ничем не привлекающее возможных пришельцев. Здесь св. Нил посвятил себя безмолвию, непрестанной молитве и изучению священных книг: Библии, творений святых отцов и житий святых. По его же словам, он отдал Богу всю свою неспособность и неведение и ничего не делал, если не находил об этом свидетельства во вдохновенных творениях, которыми жил и дышал. Он писал одному монаху: «И особо ли ты живешь или в монастыре с братьями пребываешь, внимай святым Писаниям и по стопам святых отцов шествуй. Потому что божественные Писания нам так повелевают: или повиноваться такому человеку, который будет засвидетельствован в делании словом и разумом духовно...
Если же не найдется таковой, тогда – повиноваться Богу по божественным Писаниям...»
Сначала св. Нил построил деревянную келью и часовню в честь Сретения Господня. Но он отказывался принимать братий, желающих делить с ним жизнь, под тем предлогом, что он греховный и неумный человек, больной телом и душой. Однако некоторые настаивали и постоянно стучались в его дверь, не давая ему покоя. Тогда Нил покорился воле Божией и принял их, но не как учеников, а как друзей по подвигу и сотрудников в деле Божием.
Он имел привычку звать их «господа мои и братья». Разрешив им построить себе кельи недалеко от него, вокруг храма, св. Нил предоставил братиям вести духовную борьбу, руководствуясь голосом собственной совести. Они собирались вместе два раза в неделю по субботам и вечером в среду и всю ночь в церкви совершали бдение, заканчивая его утром служением литургии и общей трапезой. На бдении главным образом читали Псалтирь, прерывая ее чтениями из аскетических творений или краткими духовными беседами между монахами. Пение занимало очень скромное место, так как отцы-пустынники считают, что оно мешает сосредоточиваться и подобает только в мирских церквях. В остальные дни каждый жил отдельно, проводя большую часть времени в молитве или изучении Писания.
Св. Нил создал для скита Устав, в котором предписывал монахам добывать пропитание трудом собственных рук, но избегать тяжелых сельскохозяйственных работ, а милостыню принимать только в случае болезни или крайней нужды, чтобы сохранить свободу и спокойствие. В скит не впускали женщин и детей, и монахам запрещалось его покидать. Насельники должны были жить крайне просто, довольствуясь только самым необходимым, как это предписывает св. Василий Великий. Церковь скита тоже должна быть бедной, не иметь никаких богатых украшений или предметов из драгоценных металлов. Единственная забота каждого монаха – день и ночь постом и бдением бороться со страстными помыслами, главным образом через непрестанную внутреннюю молитву.
Несмотря на строгое уединение, слава св. Нила дошла до столичных центров России – Москвы и Новгорода. В 1490 г. его вызвали на Московский Собор, созванный, чтобы вынести постановление о жидовствующих еретиках. Благодаря влиянию человека Божия Собор произнес анафему еретикам и приговорил их к ссылке, но не применил к ним смертную казнь по той причине, что Бог достаточно могуществен, чтобы Самому решить, как их наказать.
В 1503 г. св. Нил снова принял участие в Соборе, на котором предложил отнять у больших общежительных монастырей владения – деревни и большие поместья, которые превращали их в крупных феодальных властелинов. Монахам приходилось заниматься многими мирскими делами, не имеющими никакого отношения к их призванию. Такие излишки во владениях монастырей привели тогда к упадку духовной жизни и развили в русских монастырях вредоносное особножительство. Многие монахи Белозерского монастыря и Заволжских областей разделяли мнение св. Нила. Но св. Иосиф Волоцкий [9 сен.], поддержанный иерархией, резко восстал против него, доказывая, что благодаря своим владениям монастыри имеют возможность творить милостыню и способствуют созданию общества, основанного на евангельских началах. Так начался долгий спор между «нестяжателями» и «иосифлянами», который жестоко разделил Русскую Церковь и был источником большого зла в последующие века.
Как только св. Нил почувствовал, что ему противостоят, он отказался продолжать духовный спор со словами: «Не подобает монаху встревать в спор с тем, кто на него нападает, скорее, он должен отойти». Поэтому он ушел в Сорский скит вести аскетическую жизнь и провел последние годы, переписывая рукописи святых отцов.
Св. Нил медленно слабел от старости. Он написал «Завещание», в котором просил друзей-подвижников оставить его тело без погребения и не оказывать ему никакой чести. « Завещаю о себе постоянным моим господам и братьям, людям моего нрава: молю вас, бросьте тело мое на пустом месте, да съедят его звери и птицы, поскольку согрешило оно против Бога много и недостойно погребения. Если же так не сделаете, то вы, выкопав яму на месте, где мы живем, со всяким бесчестием погребите меня. ...Я стараюсь, сколько есть силы моей, не быть сподобленным чести и славы века сего никакой, как в жизни этой, так и по смерти...»
Св. Нил послал ученика, св. Иннокентия, основать общежительный монастырь. Он предписал, чтобы Сорский скит оставался нестяжательным, чтобы монахи и впредь жи¬ли в отдельных кельях. Седьмого мая 1508 г. он мирно отошел ко Господу.
В 1569 г. царь Иоанн IV Грозный посетил скит и решил построить в нем каменную церковь. Но св. Нил предстал перед ним в видении и запретил что-либо изменять в храме и кельях монахов.
Победа сторонников монастырских владений подготовила секуляризацию Русской Церкви XVII–XVIII вв. Но, несмотря на преследования, подвижнический дух св. Нила сохранился, как огонь, тлеющий под пеплом. Его творения имели значительное влияние на духовное возрождение
Русской Церкви, которое происходило благодаря св. Паисию Величковскому [15 н.] в конце XVIII в. и Оптинским старцам в XIX в. [11 окт.].
Память преподобного Нила Сорского из «Синаксаря», составленного афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра
Сборники
Сборник творений русских подвижников благочестия XV-XIX столетий раскрывает святоотеческое учение об умном делании и монашестве. Издание содержит как теоретические сведения об основах духовной жизни, так и практические рекомендации.
Код товара: 135173
Издательство: Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь
Количество в пачке: 5
Жизнеописания преподобного Нила Сорского
В сборнике раскрывается жизненный подвиг великих святых русского Средневековья – прпп. Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Деятельность и писания «заволжских старцев» оказали определяющее значение на формирование отношений между Церковью и Властью.
Код товара: 90707
Издательство: Русский издательский центр им. святого Василия Великого
Количество в пачке: 14