Преподобный Зосима Верховский
(1768 - 1833 гг.)
Св. Зосима (в миру Захария) родился в семье смоленских дворян 24 марта 1768 г. Перед рождением будущего святого его отец во время молитвы услышал голос: «У тебя родится сын. Не учи его светским наукам, но лишь Закону Божию». В детстве Захарию особенно привлекали жития святых пустынников, и он возжелал подражать им: убегая в сад или огород, он молился там, а после молитвы питался различными плодами и овощами, чтобы за обедом уже не есть ни мяса, ни хлеба. В юности ему во сне явилась некая Небесная Дева – олицетворение целомудрия, что также было предзнаменованием его иноческого пути.
Однако вступить на этот путь Захарии удалось не сразу. Как дворянин, он поступил на военную службу, причем служил в столице, в гвардейском Преображенском полку. Через некоторое время возникло у него и намерение жениться. Но однажды, как рассказывал потом сам прп. Зосима, когда он проезжал мимо церкви своего села, вдруг точно кто-то толкнул его в грудь, и так сильно, что он пошатнулся на лошади. В это время он расслышал внятно произнесенные слова: «Ты пойдешь в монахи».
Во второй половине 1780-х гг. в Рославльских лесах Захария встретил только что переселившихся туда брянских отшельников, которые произвели на молодого гвардейца сильнейшее впечатление. Весной 1789 г. он вышел в отставку в чине поручика, отдал все свое имение родственникам и отправился к рославльским пустынникам, намереваясь остаться с ними навсегда. Но один из них, опытный старец прп. Василиск [29 дек.], сказал, что сначала ему следует научиться смирению и послушанию, и направил юношу в Коневецкий монастырь, где к тому времени обосновался наставник св. Василиска, отец Адриан.
В этой обители юный Захария и начал проходить иноческий путь под руководством старца Адриана. Там он принял монашеский постриг, а затем приступил и к отшельнической жизни в уединенной лесной келье, где его руководителем стал переехавший на Коневец прп. Василиск. Пустынники приходили в монастырь только на субботу и воскресенье и после литургии и братской трапезы снова удалялись в свою безмолвническую келью. Однако вскоре даже такое уединение показалось им недостаточным. Когда их духовный наставник старец Адриан ушел на покой в московский Симонов монастырь, прпп. Василиск и Зосима, испросив позволения, в 1799 г. отправились искать более глубокую пустыню.
Святые обошли множество монастырей и мест пустынножительства, где процветала Иисусова молитва. Во время этих странствий они познакомились со многими учениками и последователями прп. Паисия (Величковского) [15 н.]. Неоднократно Зосима и Василиск пытались попасть на Святую Гору Афон, но в итоге по Божию Промыслу к концу лета 1802 г. им было суждено оказаться в лесах Сибири на берегу озера, примерно в пятидесяти километрах от Кузнецка. Радуясь обретенному безмолвию, подвижники говорили: «За что нам чаять от Бога по смерти воздаяния, ежели в сей жизни так облагодетельствованы по Его благости: живем во всяком спокойствии и услаждении мирным духом, радуемся, от всего свободны. Нет в пустынном пребывании нашем ничего такого, что бы возбраняло или отвлекало от богослужения, удерживало или мешало заниматься чтением Святого Писания и питаться углублением в богомыслие; напротив, всякий случай и всякий предмет побуждают здесь простираться к Богу. Кругом дремучий лес, за которым весь мир скрылся; только к небу чистейший и незаграждаемый путь, привлекающий взоры и желание сподобиться переселиться в тамошнее блаженство. А от соединения души с Богом какая бывает радость, какой страх, какая любовь, сладость, утешение, просвещение, трепет, умиление, слезы и совершенное забвение самого себя и всего земного! Блаженнее же всего то, что мы между собою таким духовным дружелюбием, единодушием и единомыслием связаны о Христе, что всякий совет у нас бывает не раздорен и послушание охотнейшее. Всякий случай, всякая вещь, одним словом, все зримое и слышимое склоняет к размышлению о всемогуществе, премудрости и благости Божией».
Пустынники прожили в сибирском лесу двадцать лет. К концу 1810-х гг. слава о них распространилась, и к прпп. Василиску и Зосиме в поисках старческого руководства стали стекаться люди. Среди тех, кто был наставлен в духовной жизни святыми отшельниками, особой высоты христианского совершенства достиг юноша Петр Мичурин, чье «Жизнеописание» впоследствии составил сам прп. Зосима. Его перу принадлежит также замечательное «Житие св. Василиска» и повествование о действиях сердечной Иисусовой молитвы этого старца, являющееся бесценным свидетельством сокровенной молитвенной жизни сибирского пустынника, не имеющим примеров в духовной литературе.
Среди приходивших к старцам были и женщины. Постепенно в деревне Сидоровке, ближайшей к их пустынному обиталищу, стала создаваться женская община. Прп. Зосима посещал ее, а в 1822 г. Синод в ответ на ходатайство святого выделил новой монашеской общине пустующий Свято-Николаевский монастырь в гор. Туринске. Новый монастырь благословил старец Василиск, скончавшийся в 1824 г. и похороненный близ соборного храма обители. Прп. Зосима сам составил устав и особое «Поучение о послушании». В этот монастырь святой привез и своих осиротевших племянниц, ставших впоследствии его верными духовными дочерьми.
Вскоре в Туринском же монастыре начались нестроения. Обрушившиеся на него скорби старец Зосима сносил безропотно. Он говорил: «Когда Матери Божией будет угодно, Она откроет всю справедливость. Мне ли сметь сопротивляться судьбам Божиим?» В 1825 г. преподобный приехал в Москву и поведал митр. Филарету Московскому [19 н.] о постигших новую обитель бедах, которые повлекли за собой разорение общины. Митрополит тепло его принял и очень внимательно выслушал. Позднее прибыли в Москву сестры, не захотевшие лишиться старческого руководства.
Одна благочестивая женщина, Мария Семеновна Бахметева, приютила их, а впоследствии отдала в их распоряжение часть земли на своей даче в Верейском уезде. Так начала существование вторая основанная старцем Зосимой обитель, названная им Одигитриевской. Двадцатое ноября 1826 г. стало днем основания пустыни, на создание которой старец положил немало трудов. Прп. Зосима был примером истинного смирения и непрестанной молитвы. Он утешал унывающих, стараясь внушить им любовь к столь вожделенному для него самого безмолвию.
Когда обустройство обители подошло к концу, св. Зосима стал пять дней в неделю проводить в лесной келье, а к сестрам приходил в субботу и воскресенье. Около кельи преподобный выкопал колодец. После кончины старца люди, черпавшие из него воду, стали получать исцеления.
Прп. Зосима отошел ко Господу 24 октября 1833 г. Незадолго до смерти он принял великую схиму. В 1838 г. над его могилой был возведен храм, посвященный Живоначальной Троице, согласно завещанию святого.
Память преподобного Зосимы (Верховского) из «Синаксаря», составленного афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра
Однако вступить на этот путь Захарии удалось не сразу. Как дворянин, он поступил на военную службу, причем служил в столице, в гвардейском Преображенском полку. Через некоторое время возникло у него и намерение жениться. Но однажды, как рассказывал потом сам прп. Зосима, когда он проезжал мимо церкви своего села, вдруг точно кто-то толкнул его в грудь, и так сильно, что он пошатнулся на лошади. В это время он расслышал внятно произнесенные слова: «Ты пойдешь в монахи».
Во второй половине 1780-х гг. в Рославльских лесах Захария встретил только что переселившихся туда брянских отшельников, которые произвели на молодого гвардейца сильнейшее впечатление. Весной 1789 г. он вышел в отставку в чине поручика, отдал все свое имение родственникам и отправился к рославльским пустынникам, намереваясь остаться с ними навсегда. Но один из них, опытный старец прп. Василиск [29 дек.], сказал, что сначала ему следует научиться смирению и послушанию, и направил юношу в Коневецкий монастырь, где к тому времени обосновался наставник св. Василиска, отец Адриан.
В этой обители юный Захария и начал проходить иноческий путь под руководством старца Адриана. Там он принял монашеский постриг, а затем приступил и к отшельнической жизни в уединенной лесной келье, где его руководителем стал переехавший на Коневец прп. Василиск. Пустынники приходили в монастырь только на субботу и воскресенье и после литургии и братской трапезы снова удалялись в свою безмолвническую келью. Однако вскоре даже такое уединение показалось им недостаточным. Когда их духовный наставник старец Адриан ушел на покой в московский Симонов монастырь, прпп. Василиск и Зосима, испросив позволения, в 1799 г. отправились искать более глубокую пустыню.
Святые обошли множество монастырей и мест пустынножительства, где процветала Иисусова молитва. Во время этих странствий они познакомились со многими учениками и последователями прп. Паисия (Величковского) [15 н.]. Неоднократно Зосима и Василиск пытались попасть на Святую Гору Афон, но в итоге по Божию Промыслу к концу лета 1802 г. им было суждено оказаться в лесах Сибири на берегу озера, примерно в пятидесяти километрах от Кузнецка. Радуясь обретенному безмолвию, подвижники говорили: «За что нам чаять от Бога по смерти воздаяния, ежели в сей жизни так облагодетельствованы по Его благости: живем во всяком спокойствии и услаждении мирным духом, радуемся, от всего свободны. Нет в пустынном пребывании нашем ничего такого, что бы возбраняло или отвлекало от богослужения, удерживало или мешало заниматься чтением Святого Писания и питаться углублением в богомыслие; напротив, всякий случай и всякий предмет побуждают здесь простираться к Богу. Кругом дремучий лес, за которым весь мир скрылся; только к небу чистейший и незаграждаемый путь, привлекающий взоры и желание сподобиться переселиться в тамошнее блаженство. А от соединения души с Богом какая бывает радость, какой страх, какая любовь, сладость, утешение, просвещение, трепет, умиление, слезы и совершенное забвение самого себя и всего земного! Блаженнее же всего то, что мы между собою таким духовным дружелюбием, единодушием и единомыслием связаны о Христе, что всякий совет у нас бывает не раздорен и послушание охотнейшее. Всякий случай, всякая вещь, одним словом, все зримое и слышимое склоняет к размышлению о всемогуществе, премудрости и благости Божией».
Пустынники прожили в сибирском лесу двадцать лет. К концу 1810-х гг. слава о них распространилась, и к прпп. Василиску и Зосиме в поисках старческого руководства стали стекаться люди. Среди тех, кто был наставлен в духовной жизни святыми отшельниками, особой высоты христианского совершенства достиг юноша Петр Мичурин, чье «Жизнеописание» впоследствии составил сам прп. Зосима. Его перу принадлежит также замечательное «Житие св. Василиска» и повествование о действиях сердечной Иисусовой молитвы этого старца, являющееся бесценным свидетельством сокровенной молитвенной жизни сибирского пустынника, не имеющим примеров в духовной литературе.
Среди приходивших к старцам были и женщины. Постепенно в деревне Сидоровке, ближайшей к их пустынному обиталищу, стала создаваться женская община. Прп. Зосима посещал ее, а в 1822 г. Синод в ответ на ходатайство святого выделил новой монашеской общине пустующий Свято-Николаевский монастырь в гор. Туринске. Новый монастырь благословил старец Василиск, скончавшийся в 1824 г. и похороненный близ соборного храма обители. Прп. Зосима сам составил устав и особое «Поучение о послушании». В этот монастырь святой привез и своих осиротевших племянниц, ставших впоследствии его верными духовными дочерьми.
Вскоре в Туринском же монастыре начались нестроения. Обрушившиеся на него скорби старец Зосима сносил безропотно. Он говорил: «Когда Матери Божией будет угодно, Она откроет всю справедливость. Мне ли сметь сопротивляться судьбам Божиим?» В 1825 г. преподобный приехал в Москву и поведал митр. Филарету Московскому [19 н.] о постигших новую обитель бедах, которые повлекли за собой разорение общины. Митрополит тепло его принял и очень внимательно выслушал. Позднее прибыли в Москву сестры, не захотевшие лишиться старческого руководства.
Одна благочестивая женщина, Мария Семеновна Бахметева, приютила их, а впоследствии отдала в их распоряжение часть земли на своей даче в Верейском уезде. Так начала существование вторая основанная старцем Зосимой обитель, названная им Одигитриевской. Двадцатое ноября 1826 г. стало днем основания пустыни, на создание которой старец положил немало трудов. Прп. Зосима был примером истинного смирения и непрестанной молитвы. Он утешал унывающих, стараясь внушить им любовь к столь вожделенному для него самого безмолвию.
Когда обустройство обители подошло к концу, св. Зосима стал пять дней в неделю проводить в лесной келье, а к сестрам приходил в субботу и воскресенье. Около кельи преподобный выкопал колодец. После кончины старца люди, черпавшие из него воду, стали получать исцеления.
Прп. Зосима отошел ко Господу 24 октября 1833 г. Незадолго до смерти он принял великую схиму. В 1838 г. над его могилой был возведен храм, посвященный Живоначальной Троице, согласно завещанию святого.
Память преподобного Зосимы (Верховского) из «Синаксаря», составленного афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра
Сборники
Сборник творений русских подвижников благочестия XV-XIX столетий раскрывает святоотеческое учение об умном делании и монашестве. Издание содержит как теоретические сведения об основах духовной жизни, так и практические рекомендации.
Код товара: 135173
Издательство: Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь
Количество в пачке: 5