(495) 621-27-01
0 позиций стоимостью 0 руб.

Преподобный Исаак Сирин

По данным некоторых рукописей, память прп. Исаака отмечалась на Афоне, видимо, 28 сентября. Затем она была перенесена на 28 января – день памяти прп. Ефрема Сирина, но в конце концов перестала отмечаться всей Греческой Церковью, хотя осталась в русской традиции. Авва Исаак находился в окружении Сирийской Церкви Востока, которая по причине своей изолированности внутри Персидского Царства отстала от развития православной христологии и осталась в рамках учения Феодора Мопсуестийского, учителя Нестория. Персидская Церковь, близкая учению Феодора, тем не менее не принимала учение Нестория о «двух Сынах», поэтому называть ее несторианской неправильно. Однако следует отметить, что если писания аввы Исаака, особенно в греческой версии, не несут никаких следов несторианской христологии, то обнаруженные недавно рукописи на сирийском языке, надписанные именем преподобного Исаака Сирина, содержат учение о всеобщем восстановлении (апокатастасисе), осужденное Церковью на Пятом Вселенском Соборе. Главная мысль этого учения состоит в том, что милосердие Божие бесконечно и что Господь в конце времен спасет и грешников, и бесов. Однако таким образом отрицается ценность свободы воли. Если учесть эти оговорки и относиться к текстам критически, помня общепринятое православными отцами Церкви учение, то можно извлечь очень большую пользу из чтения творений аввы Исаака и других восточно-сирийских духовных писателей этого времени (таких, как Иоанн Дальятский Авва Исаак, корифей отшельников и великий учитель мистики, родился в первой половине VII в. в Бет Катрайя (нынешний Катар) на западном побережье Персидского залива. Еще совсем юным он вместе с братом поступил в лавру Святого Матфея. Достигнув должной степени совершенства в добродетелях, послушании и знании Священного Писания, прп. Исаак удалился в пустыню ради безмолвия. Свободный от каких-либо связей с миром, он очищал разум постом, бдениями, слезами и непрестанной молитвой.

Брат прп. Исаака стал игуменом лавры и постоянно уговаривал святого отшельника возвратиться в монастырь для пользы других монахов. Слава о подвижнике достигла Ниневии, и вскоре жители этого города убедили католикоса Геваргиса рукоположить святого в епископа (ок. 648). Прп. Исаак подчинился воле Божией и стал мудро управлять духовной паствой.

Через пять месяцев два прихожанина пришли к нему с просьбой разрешить их спор, касавшийся возмещения долга, и отвергли его советы со словами: «Сейчас оставь в стороне проповедь Евангелия». Этого было довольно, чтобы человек Божий решил снова удалиться в пустыню, говоря: «Если здесь нет места Евангелию, тогда что тут делать мне?» Видя, что пастырское служение не позволяет ему посвящать жизнь молитве, он сложил с себя сан и удалился на гору Матут в районе Бет Хузайя (Курдистан), где жили и другие подвижники.

Затем он поселился в монастыре Раббана Шапура на горе Шуштар (север Курдистана). Здесь он с таким усердием изучал Священное Писание и пролил столько слез, что потерял зрение. Удалившись от мира, прп. Исаак вкушал всего три куска хлеба и немного овощей за целую неделю и никогда не прикасался к вареной пище. Его сердце горело любовью ко всем братиям, и оно постоянно источало, подобно живоносному источнику, Небесные наставления. Ученики преподобного записали их.

Он учил: «Возлюбленные мои, я безумец, ибо не могу хранить таинство в молчании. Но я теряю разум для блага моих братьев». С несравненной мудростью и уникальной во всей патристической литературе точностью он описывает состояния души, идущей по пути освобождения к союзу с Богом. «Часто, когда я писал, мои пальцы замирали над листом, и я не мог противиться блаженству, входившему в мое сердце и сводившему мои чувства в безмолвие». Текст прп. Исаака не имеет систематического характера, он скорее является постоянным побуждением к молитве. Это своего рода трамплин, помогающий душе взлететь к Царству Божию.

Согласно прп. Исааку, первая ступень нашего освобождения от рабства мира и страстей – это вера. Благодаря вере человек пробуждается ото сна и начинает трудиться – уединяется, постится, бдит, размышляет над Священным Писанием, бодрствует и молится. Благодаря вере и угодным Богу делам он может войти в себя и найти в своем сердце врата Царства Небесного. «Старайся войти в сокровищницу, которая внутри тебя. Тогда ты увидишь то сокровище, которое на Небе, ибо они суть одно и дорога к нему – через те же врата. Лествица, ведущая к Царству Небесному, – внутри тебя, спрятана в твоей душе. Войди глубоко в самого себя, далеко от греха, и там ты найдешь ступени, которыми сможешь подняться... Обрети мир внутри себя, и тогда небо и земля пребудут с тобою в мире».

Монах, избравший безмолвную жизнь и тишину – «таинство будущего века» увидит, как постепенно внутри него без всякого усилия появляются чудеса, немыслимые для человеческого разума. Тогда с чистым сердцем он сможет достигнуть смирения и затем постоянно возрастать в этой добродетели, которая есть «украшение Божества», ибо ею облеклось Слово Божие, чтобы стать человеком.

«Никто не может ненавидеть смиренного, ранить его своими словами, презирать его. Вся тварь, видя его облеченным в подобие своего Создателя, почитает его и прославляет в безмолвии. Он любит все создания, и все его любят и желают. Где бы ни проходил он, все смотрят на него как на Ангела света... Когда смиренный приближается к диким зверям, при виде его их дикая природа смягчается. Они подходят к нему как к своему хозяину, склоняют голову, виляют хвостом, лижут его руки и ноги. Ибо они чувствуют, что от него исходит то же благоухание, которое исходило от Адама до грехопадения, когда они собирались перед ним в раю и он давал им имена. Во всякий час смиренный обнимает Иисуса и прижимается к Его груди». Смирение охватывает все прочие добродетели и дает нам чистоту, позволяющую считать всех остальных людей добрыми и невинными.

Возрастая в смирении, безмолвствующий отшельник получает опыт восхождения по ступеням молитвы. Они ведут от скорбной покаянной молитвы к желанным слезам, от них – к постоянным непроизвольным слезам, очищающим и просвещающим разум, приводящим к чистой молитве. Достигнув чистой молитвы, наш дух может быть восхищен благодатью Божией в такое состояние, когда он пребывает уже вне молитвы, вне всякого движения и всякой тленной реальности. В этом состоянии возможно узреть Бога и войти в Его Царство.

Согласно прп. Исааку, плод и цель молитвы – единение с Господом в любви. Проведя долгие годы в безмолвии, человек, часто посещаемый благодатью, очищенный и умиротворенный, становится для всех живым образом Божественной любви и милосердия. «Милостивое сердце – это огонь, воспламеняющий сердце любовью ко всему творению, к людям, к птицам, к животным, к бесам и ко всякой твари. Когда милостивый человек вспоминает о них и когда он их видит, его глаза наполняются слезами из-за сжимающей его сердце изобильной и сильной любви. Из-за столь великого сочувствия его сердце становится смиренным, и человек не может больше сносить ни вида, ни слуха о вреде или даже самой малой обиде, причиняемой созданию Божию. Поэтому он постоянно молится со слезами о неразумных зверях, о врагах истины и о тех, кто причинил ему вред, чтобы Господь защитил их и был к ним милостив. Он молится даже о пресмыкающихся, ибо великая любовь, переполняющая его сердце, безмерна и подобна любви Божией».

Творения прп. Исаака, как и «Лествица» прп. Иоанна Лествичника, являются путеводителем, необходимым каждой православной душе, чтобы уверенно идти навстречу Господу. Поэтому современный святой отец и духовный наставник Иероним Эгинский (+1966) говорил, что можно даже просить милостыню ради того, чтобы купить эту книгу.

На основании жития преподобного Исаака Сирина из «Синаксаря», составленного афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Книги преподобного Исаака Сирина

Наставления аввы Исаака Сирианина о подвижничестве, молитве, созерцании
Преподобный Исаак Сирин

Святой Исаак всю жизнь свою посвятил уединенному изучению души своей, и ничьи поучения не исполнены таких глубоких психологических сведений, как поучения святого Исаака; прошед сам степени духовной созерцательной жизни, святой Исаак представляет наставления ...

Издательство: Правило веры
Количество в пачке: 14
О Божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты
Преподобный Исаак Сирин

Впервые на русском языке публикуются Беседы преподобного Исаака Сирина о молитве и безмолвии, о созерцании и мистическом озарении, о любви Божией к человеку, о почитании Креста, о таинственных судьбах божественного Промысла и о последних временах.

Издательство: Зачатьевский женский монастырь
Количество в пачке: 24
Призывай непрестанно Бога. По творениям преподобного Исаака Сирина Милов Сергей Иванович

Данная работа представляет собой сборник изречений преподобного Исаака Сирина о молитве, взятых из его подвижнических слов. В своих творениях святой Исаак ясно показывает, что суть подвига и опора жизни христианина – молитва – устремление души к Богу, ...

Издательство: Благовест
Количество в пачке: 40
Слова подвижнические
Преподобный Исаак Сирин

Аскетические писания прп. Исаака Сирина (VII в.), епископа Ниневийского, исполненные тонкого духовного ведения и мистического опыта, во все времена были излюбленным чтением не только монахов, но и мирян Православной Церкви.«Слова ...

Издательство: Родное слово
Количество в пачке: 6
Слова подвижнические
Преподобный Исаак Сирин

Издательство «Правило веры» предлагает читателям очередной том из серии «Творения святых отцов Православной Церкви» – «Слова подвижнические» преподобного Исаака Сирина, величайшего богослова и мистика VI века. По словам ...

Издательство: Правило веры
Количество в пачке: 12
Сборники
О вере: Избранные изречения святых отцов Посадский Н.С.

О том, как должно возгревать в себе веру, мы можем поучиться у святых отцов. В этой книге вы найдете избранные изречения угодников Божиих о вере.

Издательство: Сибирская Благозвонница
Количество в пачке: 12
Словами святых. О Спасении Валитов Александр

В книге собраны мудрые наставления святых отцов: преподобного Антония Великого, преподобного Макария Великого, преподобного Исаака Сирина, преподобного Максима Исповедника. Они будут полезны каждому, кто желает вести непрерывную борьбу с врагом.

Издательство: Светточ
Количество в пачке: 48
Сообщить о поступлении
шт.