0
0 позиций стоимостью 0 руб.

Игумения Вера (Верховская)

(1801 - 1868 гг.)
ИГУМЕНЬЯ ВЕРА (ВЕРХОВСКАЯ)

Первая настоятельница Троице-Одигитриевской женской Зосимовой пустыни

Игуменья Вера (в миру Варвара) приходилась родной племянницей старцу Зосиме. Она родилась 4 декабря 1801 года на Смоленщине. В течение всей её монашеской жизни с ней рядом была родная сестра Матрона, в монашестве Маргарита (род. 25 марта 1805 г.). Их отец Илия (родной брат о. Зосимы) умер в 1813 году, и вскоре умерла и мать, в мае 1819-го. Вместе с тремя братьями жили девочки у тётки в Буловицах – том самом сельце, где когда-то родились их отец и приснопамятный дядюшка преподобный Зосима. Но об отце Зосиме в то время семья положительно ничего не знала и считала его умершим. Только где-то в 1820 году, прежде первого путешествия своего в Санкт-Петербург, ещё из Кузнецка, отец Зосима написал письмо к родным своим в Смоленск после 30-летнего молчания. Однако в первую свою поездку в Петербург о. Зосима не успел заехать на родину. Свидание с родными состоялось только весной 1823 года. Когда все дела в Петербурге по поводу устроения Туринского монастыря были окончены, поспешил о. Зосима в Смоленскую губернию и прямо приехал в поместье Буловицы. Первая встреча отца Зосимы с племянницами описана в его Жизнеописании так:

«В первые минуты свидания радость и какой-то страх овладел сёстрами; со слезами упали они к ногам его. Он обнял их как отец родной с радостью и с рыданием. И немедленно, не выдерживая более, начал открывать им свое желание такими словами: "Где ваши родители? Точно и не было их! Так все умрем, и кто что имеет в мире, все и поневоле при смерти оставляет. Но как блажен тот, кто добровольно оставит мир для Бога!" Девицы обе, заливаясь слезами, единогласно, прежде меньшая, а потом тотчас же и старшая, отвечали: "Мы понимаем Вас, мы согласны, мы готовы". Отец Зосима, вне себя от радости, схватил образ Богоматери со стены (оказалось, что это был образ Одигитрии Смоленской) и благословил их»... По дороге в Туринск через Москву отец Зосима пошёл с ними в Симонов монастырь, где ожидал их отец Иларий, и посвятили их навек в звание иноческое с наречением старшей Верою, а младшей Маргаритою.

По приезде в Туринский монастырь, конечно же, враг человеческий постарался возбудить в них печаль и уныние, а затем провёл их вместе с другими сестрами обители сквозь череду духовных испытаний.



Игуменья Вера (Верховская)

Зимой 1826 года Вера и Маргарита прибыли вслед за старцем Зосимой в Москву вместе с теми сестрами, которые не захотели оставаться без руководства своего аввы. Вместе со всем сестричеством жили они под Москвой на даче госпожи Бахметевой. По предсмертному благословению старца Зосимы, инокиня Вера стала главным лицом в подмосковной Одигитриевской общине. Позднее священноначалие утвердило её начальницей Общежития и первой игуменьей монастыря. «Благодаря неусыпным заботам матушки Веры, унаследовавшей от своего отца духовного и наставника кротость и мудрость в управлении, обитель при увеличении материальных средств могла приютить в своих стенах большее число сестёр. Оно возрастало весьма быстро и, после кончины игуменьи Веры в Троице-Одигитриевском женском монастыре уже насчитывалось более ста монахинь и сестёр».

Игуменья Вера оставила нам чудесную книгу о своём духовном отце, преподобном старце Зосиме. Эта книга выдержала уже много переизданий:

"Жизнь в Бозе почившаго блаженнаго старца схимонаха Зосимы". М., 1860 (1-е изд.). "Житие и подвиги в Бозе почившаго блаженные памяти старца схимонаха Зосимы, его изречения и извлечения из его сочинений". М., 1889 (2-е изд.). "Старец Зосима Верховский. Житие и подвиги. Изречения и извлечения из его сочинений". М.: Паломник, 1994 (репринтное переизд.). "Преподобный Зосима (Верховский)". М.: Софийская набережная, 2005 (3-е изд. в современной орфографии) и 2008 (изд. 3-е исправленное и дополненное). А также в сборниках и в репринтном перепечатывании: "Старец схимонах Зосима (Верховский)". //Жизнеописания отечественных подвижников 18 и 19 столетий. Октябрь. М., 1909. С. 598-687 (и репринтное переиздание 1994 г.).

Видя в образе старца Зосимы яркий пример Христоподрожательной жизни, назидательной и вдохновляющей для христиан всех времен и народов, православные издательства и за рубежами России переводили эту прекрасную книгу. На английский язык она была переведена по инициативе иеромонаха Серафима (Роуза) и игумена Германа (Подмошенского) и издана дважды их Братством прп. Германа Аляскинского в 1979 и1990 годах. Затем книга издана и на греческом языке.



Жизнеописание старца Зосимы, изданное на английском и греческом языках

16 апреля 1868 года игуменья Вера (Верховская) была «Всемилостивейше награждена за службу по духовному ведомству Наперсным крестом, от Синода выдаваемым».

Митрополит Филарет удостаивал матушку Веру своими письмами, опубликованными впервые в сборнике «Чтения в обществе любителей духовного просвещения» (1876. Август. Ч. 3. Раздел "Материалы для истории русской церкви". С. 116-121). Позднее письма перепечатаны в книгах «Преподобный старец Зосима. Творения» (СТСЛ, 2006. С. 540-545) и «Монашество Зосимовой пустыни» (М., 2010. С. 193-198).

Представляет также большой интерес сохранившаяся переписка игуменьи Веры с владыками Леонидом (Краснопевковым) и Саввой (Тихомировым), посещавшими не раз Зосимову пустынь, будучи в должностях викариев Московской епархии.



Епископ Савва (Тихомиров)

Игуменья Вера продолжала духовную переписку с владыкой Саввою и после переезда Преосвященного в Витебск, находя в ответах святителя необходимые ей советы и утешение. В конце ноября 1868 года матушка предприняла паломничество в Витебск, несмотря на своё нездоровье. Кто знает – может быть, ей безгранично нужна была эта предсмертная встреча с Божиим пастырем, бесконечно ею уважаемым. На обратном пути из Витебска, в дороге, 20 ноября 1868 года, Матушка предала Богу свою смиренную душу. Похоронена, по благословению благочинного архимандрита Антония (Медведева), в южном приделе Троицкого храма Зосимовой пустыни, в головах покойной сестры её схимонахини Маргариты.

Много позже, при возобновлении монастыря после забвения советских времён, в декабре 1999 года начался демонтаж сцены и навесного потолка в Троицком храме, где многие десятилетия до этого размещался клуб. Под полом южного придела (где была демонтирована сцена) открылся нарушенный кирпичный склеп. В ряд с ним, ближе к западной стене - некоторый провал. Можно было легко предположить, что здесь расположены могилы племянниц старца Зосимы - схимонахини Маргариты и «в головах» у неё - игуменьи Веры (Верховских). В августе 2006 года склепы были изучены в присутствии специалиста. В провале оказался разрушенный кирпичный склеп, в котором оказались останки женщины, большой фрагмент плиссированной мантии, чётки. Останки положили в новые облачения, в новые гробы и после панихиды опустили в восстановленные склепы. Ныне эти склепы находятся под полом южного придела Троицкого храма.

Источник:
ИСТОРИЯ ЗОСИМОВОЙ ПУСТЫНИ (По книгам монахини Зосимы Верховской «Женская Зосимова пустынь» (М.: Паломник, 2008) и «Монашество Зосимовой пустыни» (М.: Вече, 2010))
http://zosimapustin.ru/index.php/Sample-Data-Articles/istoriya-zosimovoj-pustyni.html
Сообщить о поступлении
шт.