(495) 621-27-01
0 позиций стоимостью 0 руб.

Святитель Макарий Коринфский (1731 - 1805 гг.)

Св. Макарий родился в Коринфе в 1731 г. и происходил из прославленной семьи Нотара. В святом крещении он получил имя Михаил. Еще на школьной скамье мальчик полюбил церковную службу и богоугодные дела. Отец поручил ему сбор оброка с крестьян, живших на их землях, но Макарий раздавал ее бедным и не скрывал презрения к мирской суете. Пламенная ревность о добродетели заставила его покинуть семейный кров и искать пристанища в монастыре Мегалу Спилеу (Великой Пещеры) [18 окт.], но отцы, боясь гнева семьи Нотара, наотрез отказались его принять. Юноша был вынужден вернуться и предался изучению духовной литературы. В двадцать восемь лет он возглавил школу в Коринфе, испытывая сострадание к юным соотечественникам, погруженным во мрак невежества. За шесть лет он снискал уважение и восхищение всего города.

В 1764 г. св. Макарий единогласным решением был избран преемником епископа Коринфа, который, будучи стар и болен, уже много лет не заботился о своей епархии. Вернувшись в Коринф из Константинопольской Патриархии, Макарий триумфально вступил в город и тотчас принялся за наведение порядка в среде вверенных ему клириков. Он отстранял неграмотных священников, или слишком старых, или же тех, кто вмешивался в политические дела. Епископ заботился о строгом соблюдении священных канонов и рукополагал лишь тех, кто был достаточно подготовлен, и только после того как они проведут некоторое время в монастыре, где он лично обучал их, как правильно совершать Божественную литургию и Таинства. Епископ старался, насколько позволяли условия той эпохи, увеличить количество школ, что было так необходимо для духовного пробуждения народа.

Осуществление замысла было прервано начавшейся русско-турецкой войной (1768–1774) и восстанием, которое необдуманно подняли греки Пелопоннеса при поддержке России. Их надежды были разрушены, и приближение кровавой расправы, направленной прежде всего против знатных людей, которые стояли во главе движения, вынудило св. Макария и его семью бежать на о. Закинф, а затем на Гидру.

Под напором Высокой Порты Константинопольская Патриархия назначила новых епископов на Пелопоннес и вынудила святого отказаться от кафедры, хотя никто не мог упрекнуть его в нарушении священных канонов. Оказавшись епископом без епархии, Макарий отправился на Афон, чтобы жить там в безмолвии и покое, но нашел Святую Гору в смуте и разделении из-за колливадских споров. Св. Макарий отказался принять участие в заупокойном богослужении в монастыре Кутлумуш в память патриарха Александрийского, поскольку оно было назначено на воскресенье. По этой причине он покинул Афон и отправился на Хиос и Патмос. Там он нашел изгнанных афонских монахов Годом позже, когда умер его отец, он отдал свою часть наследства братьям и публично сжег все долговые расписки, спасая тем самым многочисленных должников своей семьи от тюремного заключения. Он уяснил для себя, что именно Бог ему предначертал: учить и просвещать не только паству Коринфской епархии, но и всех христиан.

Св. Макарий обнаружил в Ватопедском монастыре на Афоне рукопись «Добротолюбия» и передал ее прп. Никодиму Святогорцу в 1777 г. для исправления. Затем он отправился в Смирну, где получил поддержку Иоанна Маврокордата в деле издания книги. После этого, снова при участии св. Никодима, с которым его связывала духовная дружба, был издан «Евергетин». Св. Макарий опубликовал еще ряд духовных книг, например перевод «Катехизиса» митрополита Московского Платона.

Потом он вернулся на Хиос и поселился близ маленькой церкви Святого Петра. Его жизнь проходила в посте и безмолвии, а ночами святой, будто бесплотный, беседовал с Богом. Приняв великую схиму, св. Макарий отказался от священнослужения, но никогда не отказывался от служения проповедника. Когда святой поднимался на амвон, он всегда обращался к пастве спокойно и смиренномудренно и делился с нею тем миром, который через непрестанную молитву воцарился в его сердце. Св. Макарий воспринимался всеми как духовный отец Хиоса и близлежащих островов, и все удивлялись, обнаруживая, сколь благотворным было его влияние на повседневную жизнь людей, которые благодаря святому вновь обрели евангельское благонравие.

Уход на покой не оставил святителя равнодушным к делам Церкви. Он с большим рвением боролся за возвращение христиан к частому причащению, поскольку в то время в обычай вошло причащаться один-два раза в год. Св. Макарий анонимно издал книгу, озаглавленную «О постоянном Причащении», которая вызвала ожесточенное противодействие и была осуждена Синодом. Святого оклеветали противники такого возвращения к апостольским преданиям, но в конце концов его оправдал патриарх Неофит VIII (1789–1801), а его книга, исправленная прп. Никодимом, была рекомендована Патриархией христианам в качестве душеполезного чтения.

Этот апостольский муж, который добровольно стал бескровным мучеником, ободрял и готовил к славной битве за любовь Христову святых Полидора [3 сен.], Феодора Византийского [17 фев.] и Димитрия Пелопоннесского [14 ап.] и описал деяния новомучеников в «Новом Лимонаре». Он готовил этот труд к изданию, когда его поразил инсульт, парализовавший правую половину тела. Восемь месяцев он был прикован к постели и стойко переносил страдания. Друзья и последователи поддерживали его, в особенности св. Афанасий Паросский [24 ин.] и св. Никифор Хиосский [1 м.]. Св. Макарий не переставал плакать о том, что еще и не начинал покаяния.

Семнадцатого апреля 1805 г. он преставился, дабы присоединиться к хору святых. Впоследствии исцеления, совершившиеся на его гробе, побудили Церковь подтвердить почитание епископа Макария как святого, которое жители Хиоса оказывали ему еще при жизни.

Память Святителя Макария, Епископа Коринфского из «Синаксаря», составленного афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Книги святителя Макария Коринфского

Добротолюбие в одном томе
Святитель Макарий Коринфский

Между истинными христианами всегда была и есть потребность иметь под руками святоотеческие писания о духовной жизни. Но сколько похвально чувство такой потребности, столько же обязательно удовлетворение ее от лица тех, кои имеют долг к тому и силы на ...

Издательство: Белорусский экзархат
Количество в пачке: 2
1 500
руб. шт.
Добротолюбие дополненное (в 5-ти томах)
Святитель Макарий Коринфский

Сборник аскетических творений отцов IV–XV вв., составленный святителем Макарием, митрополитом Коринфским (1731–1805) и отредактированный преподобным Никодимом Святогорцем (1749–1809), впервые был издан на греческом языке в 1782 г. Греческое ...

Издательство: Сибирская Благозвонница
Количество в пачке: 1
1 728
руб. шт.
Добротолюбие избранное для мирян Преподобный Никодим Святогорец

Добротолюбие — сборник аскетических произведений христианских подвижников IV-XV веков. Этот сборник составлен Никодимом Святогорцем и Макарием из Коринфа и был впервые опубликован на греческом языке в 1782 году. На славянский язык Добротолюбие перевёл ...

Издательство: Летопись
Количество в пачке: 20

Отсутствует на складе
Сообщить о поступлении

«Добротолюбие» на церковно-славянском языке (в 2-х томах)
Святитель Макарий Коринфский

Двухтомное издание «Добротолюбия» в переводе преподобного Паисия Величковского перепечатано в 1902 г. и стало в наши дни библиографической редкостью. Репринтное воспроизведение этого издания выпущено издательством Сретенского монастыря.

Издательство: Сретенский монастырь
Количество в пачке: 1

Отсутствует на складе
Сообщить о поступлении

Сообщить о поступлении
шт.